суббота, 25 апреля 2009 г.

Интервью с Франком Эберляйном о новой компиляции Boney M. "Let It All Be Music - The Party Album" (23/04/2009)






Датский фан-сайт musiclange.dk опубликовал интервью с составителем новой "двойной" компиляции Boney M., известным в Германии коллекционером и знатоком творчества группы, Франком Эберляйном (Frank Eberlein). Предлагаем вашему вниманию перевод этой интересной беседы: 

Франк, Вы можете сказать нам, кто придумал название новой компиляции Boney M. "Let It All Be Music - The Party Album" ?

В середине марта мюнхенское отделение Sony Music попросило меня составить новый CD Boney M.. Это был бы двойной компакт-диск, подобный сборнику "The Collection", который, как выяснилось, стал мега-бестселлером. Эта коробка была также выпущена в Японии на местном отделении BMG в аналогичном оформлении, но с дополнительным буклетом, который включает лирику всех песен и обширную информацию на обложках дисков. Как и предполагалось, я составлял список трэков для двойного CD "Party Album". В Sony меня также спросили, имею ли я идею для заголовка альбома. Поначалу я хотел назвать это "Hooray ! Hooray ! It's A Holi-Holiday", но вспомнил, что такое название уже было когда-то использовано для одной из компиляций. Я всегда считал, что не будет никакой пользы от того, что различные сборники выходят под одним и тем же названием. Поэтому мне пришлось потратить некоторое время, прежде чем выяснить, какое из названий ещё не было использовано при составлении компиляции Boney M. Надо было учесть, чтобы заголовок соответствовал общей политике подборки трэков. Тогда мне пришла в голову идея, что "Let It All Be Music" ("Давайте всё превратим в музыку") прекрасно подходит. В Sony эту идею приняли сразу. И теперь для меня было очевидно, что эта песня должна стать заглавным трэком. Ведь у нас уже было достаточно таких названий коллекций лучших вещей как Daddy Cool", "Rivers Of Babylon" или других больших хитов, верно ?

Вы получили какие-то инструкции, которых следовало придерживаться при составлении новой компиляции ?

Да, на сей раз было только 3 рекомендации: конечно надо было подобрать песни, пригодные, в первую очередь, для прослушивания на вечеринках, "ударные" трэки для дискотек, следуя духу заголовка. Я спросил, каково может быть максимально допустимое время звучания альбома. Маркетолог сказал, что мне разрешено "упаковать диски под завязку". ОК, не сказать что было легко заполнить два диска по 80 минут, учитывая имеющиеся ограничения и пожелания соответствовать "партийному" духу. Я не стал проводить чётких границ, отделяющих чисто танцевальные вещи от тех, что просто создают определённое настроение на вечеринках. К тому же мне надо было позаботиться о фанах, желавших услышать альтернативные версии каких-то вещей. Именно поэтому я использовал такие композиции как "African Moon" или "Exodus". Я полагаю, что, скажем, "African Moon" можно слушать вечером, сидя в каком-нибудь открытом баре на южном острове, наслаждаясь багровым закатом и ритмом рэггей. По крайней мере для меня это точно создало бы хорошую атмосферу на вечеринке. Но, например, "Consuela Biaz" - одна из моих любимых баллад Boney M., не слишком подходит для такого случая. Поэтому я не посмел включить этот трэк в сборник, несмотря на то, что многие фаны желали бы услышать эту песню снова. Не говоря уже об "El Lute"... 
Вторым условием было обязательное включение песни "Felicidad America (Obama Obama)". Они просто хотели издать песню ещё раз. Хорошо, я помню что было две версии на макси-сингле: одна на английском, другая на испанском. Но обе вещи уже были известны. Тогда я сказал, что уж если я обязан включать это в подборку, то надо предложить нечто свежее, учитывая что многие поклонники вовсе не приняли это как песню настоящих Boney M. То есть, по крайней мере, это должна быть "невыпущенная ранее" версия. Таким образом, у Вас есть "раритет", который, с оговоркой, можно поместить в качестве бонуса. И я решил взять англоязычный вариант в лонг-версии.
И третьим условием было то, что моя компиляция не должна включать трэки, которые планируется издать на альбоме "Long Versions & Rarities Vol.3". То есть туда не должны входить такие вещи как 6-минутный "Exodus", 10-минутный американский клубный микс "Kalimba De Luna" или версия TOP DECK "Dreadlock Holiday" продолжительностью в 11 минут. Иначе тогда издание 3-го альбома раритетов становилось бы почти бессмысленным. За исключением этих трёх ограничений, я был свободен в остальном выборе.

После того, как Вы окончательно определились со списком, Фариан одобрил это сразу или были какие-то замечания и изменения ?

Всё прошло на удивление гладко. Я закончил составление списка и незамедлительно получил разрешение оставить всё так, как запланировано. Но когда уже всё было согласовано с Sony, я получил список предложений от датчанина по имени Danni Lange. Знает кто-нибудь этого парня ? OK, он подал мысль, что макси-версия "Rasputin" не "вписывается" 4-м номером первого компакт-диска между "Hooray!" и "Daddy Cool". Он предложил сделать "Rasputin" завершающим трэком первого CD. Мне эта идея понравилось, и я попросил Sony внести изменения в нумерацию песен, что и было сделано. Я представляю, как ужасно это бы воспринималось, оставь мы первоначальный вариант.

Составляя список, у вас были какие-то заранее планировавшиеся задумки, вы мысленно выстраивали какую-то концепцию включения того или иного трэка ?

О нет..., никаких специальных задумок. Единственное, о чём я думал, это чтобы не упустить какую-то из важных песен. И моя собственная установка была такой: найти как можно больше альтернативных версий, чтобы сделать это, наконец, доступным на CD. Некоторые песни, которые я первоначально планировал использовать, не были включены потому, что прослушав их несколько раз, мне казалось, что они действительно не сочетались с остальными трэками. Хотя первоначально я хотел взять такие вещи как "Ride To Agadir", "Dancing In The Streets", "I Feel Good" и "Todos Buenos". Но я не думаю, что из-за отсутствия этих вещей тысячи покупателей откажутся от приобретения сборника.

Вам была снова предоставлена счастливая возможность получить доступ к архивным материалам в Гютерсло (Gütersloh). Вы смогли удовлетворить свои амбиции коллекционера во время поиска альтернативных версий?

Прежде всего я должен сказать, что не имею персонального доступа к архивам в Гютерсло. Используя мои списки старых каталогов HANSA, это делает замечательный человек по имени Улли, который работает там, наверное, уже 100 лет. Он - настоящий архивариус, абсолютный мастер своего дела. Он знает всё, знает каждую полку, каждую ленту и очень заботится об их состоянии. У него есть к этому настоящее призвание, что очень важно в таком деле. В огромном архиве Улли находит ВСЁ. И уж если он говорит, что какая-то лента отсутствует, то можете быть уверены - её в архиве действительно не существует. Конечно, я думал обо всех альтернативных версиях. Например, оригинальные "первые прессинги" с другими миксами, которые на 5, 12, 25, 39.. секунд дольше или короче чем "нормальные" варианты, опубликованные на большинстве современных переизданий. Но я не забывал, что когда мы работали над "The Collection", многие из этих версий не были найдены в архиве. В глубине души у меня была надежда обнаружить то, чего нам не удалось найти два года назад. Почему бы не попытать счастья ? У меня остались списки результатов тогдашних поисков, где, согласно информации от Улли, мне пришлось поставить надпись "не существует" напротив многих позиций. Начиная очередные поиски, я вновь включил в список те же самые номера каталога от HANSA с тем же самым альтернативным хронометражом. Я снова надеялся что Улли случайно мог обнаружить что-то неожиданное и захватывающее, но, к сожалению, напрасно. Он действительно обыскивал каждую полку дважды, но результат был тот же, что и в прошлый раз. Некоторые найденные ленты были возвращены персоналу архива Фрэнка Фариана ранее. Но мы не имели возможности искать в его архивах. К сожалению, большинство лент с первыми версиями остались незаархивированными - ни в Гютерсло, ни в Розбахе (имеется ввиду архив студии Фариана в местечке Rosbach под Франкфуртом - ред.). Я подозреваю, что Фариан тогда и не думал оставлять оригинальные ленты. Он добивался нужного ему результата, делал окончательную версию, которая потом становилась "официальной". Все "черновые" варианты, скорее всего, были размагничены, поскольку Фариан не был от них в восторге, раз он взялся их переделывать.

Всё же Улли удалось обнаружить хотя бы некоторые из альтернативных версий, которые разыскивали Вы ?

Да, к счастью он кое-что нашёл. Были обнаружены оригинальные сингл-версии "Happy Song", "Young Free and Single," "Bang Bang Lulu" и "Exodus". Замечательно, что найден "second pressing" сингл-версии "Gotta Go Home", но, к сожалению, не нашлось оригинального сингл-трэка "Ma Baker" (4:47), который я запланировал использовать. Бокс, где хранилась лента под номером 17 HANSA 888 содержит только известную версию продолжительностью 4:34. Чтобы обезопасить фонограмму от разрушения, студия оцифровала "Ma Baker" от этой исходной ленты, полагая что этот микс немного отличается от альбомной версии. Но лично я каких-то различий не заметил. Может кто-то из вас, ребята, расслышит... Не найдены оригинальные сингл-версии "Felicidad", "Goin' Back West", "Malaika," "I See a Boat on the River" и "My Friend Jack", а также дополненная версия "Bye Bye Bluebird". Что тут можно поделать ? Нам пришлось просто использовать другие версии, которые уже доступны на переизданиях альбомов или на коробке "The Collection", хотя это не понравится многим поклонникам. Жаль, но я ничего не могу изменить в этом случае.

Первоначально в компиляцию собирались включить инструментальную версию "Kalimba De Luna". Это действительно было специально запланировано или Вы спонтанно обнаружили фонограмму, находясь в поиске другой версии ?

При работе над "The Collection" сотрудники мастеринг-студии MM Sound обнаружили, что лента с "Kalimba De Luna" содержала семь версий. Одна из них была инструментальной. Но тогда мы выбрали обычную Extended Version. В этот раз я подумал, что было бы весьма интересно, ради удовлетворения амбиций фанов, добраться, наконец, до инструментальной партии. И можно было бы опубликовать её как дополнение к сингл-версии. Мы получили разрешение на её использование. Я думал, что это будет, своего рода, караоке-версия, точно такая же как оригинал, но без вокальных партий. На коробке было написано "basic playback". Когда я получил образец записи и прослушал её, то был разочарован. Там не достаёт всех известных звуковых синтезаторных эффектов, звуков флейты, это был унылый и незаконченный микс, который вряд ли пригоден для публикации на CD. Вместо этого мы использовали, как альтернативу, даб-версию, которая ещё не публиковалась в цифровом качестве и почти является инструментальной версией.

При поиске материала в Гютерсло, Улли находил ещё какие-то альтернативные варианты известных песен ? У вас был выбор между альтернативными вариантами, если их попадалось два и более ? 

Да, это случилось с "African Moon". Я сказал Улли, чтобы он искал сингл-микс, а также лонг-версию с альбома от HANSA с маркировкой 301 850. Я надеялся, что, по крайней мере, одна из них будет найдена. И я был удивлён, когда он позвонил мне и сообщил, что нашёл обе мастер-ленты. В отличие от ситуации с мастер-лентой "Boonoonoonoos", это, к счастью, не копия с винила, как могли бы подумать некоторые, памятуя об истории с посылкой в Sony LP-альбома от фана несколько месяцев назад. Нет, это была оригинальная мастер-лента. Теперь мы имеем в наличии две версии. После разговора с несколькими друзьями, также поклонниками Boney M., мы сошлись во мнении, что нужно опубликовать длинную альбомную версию, что является даже большей редкостью, чем сингл-микс. В любом случае, я обязательно буду использовать сингл-версию в следующий раз, если мне вдруг снова окажут честь составить новую компиляцию Boney M. Это было бы также захватывающе как и с "Let It All Be Music". Мне хотелось, чтобы первый CD начинался со смеси "Let It All Be Music/Gotta Go Home", как на первом выпуске "Oceans Of Fantasy". Но, к сожалению, единственной версией, находящейся в архиве, была та, что известна всем нам по общедоступному ремастеру альбома. Тогда мы решили использовать сингл-версию "Gotta Go Home". Вдруг Улли обнаруживает в своих закромах "Let It All Be Music" продолжительностью 5:09, после чего было решено, что мы используем именно эту версию. Кроме того, Улли нашёл макси-версию "Exodus". Но её публикации мы ещё должны подождать. Как вы понимаете, это должно быть включено в третью часть "Long Versions & Rarities", который выйдет ближе к концу этого года. Когда мы уже заканчивали работу над описываемом проектом, мне сообщили, что Улли нашёл ещё несколько лент от HANSA, которые прибыли в архив Гютерсло из берлинской студии Hansa несколько лет назад. Они никогда не были официально маркированы для каталога, а только имели трёхзначные служебные номера маркировки для использования в пределах студии в Берлине. Они известны как "S-копии" (резерв), которые хранились все эти годы в студии для подстраховки, на случай утери или повреждения мастер-дубля. Эти ленты - основные оригиналы, но они никогда не использовались для производства LP. Поскольку, как я сказал, они были предназначены исключительно для архива компании в Берлине. Лента была просто помечена как LP "Oceans of Fantasy". Оказалось, что она содержит версию "Let It All Be Music" (5:09) и версию "Gotta Go Home" (4:36), которые использовались для новой компиляции. Сложности возникают из-за того, что на многих коробках с лентами написан неверный хронометраж. И также там отсутствует какая-либо информация о записанной версии. Поэтому Улли должен был пересылать все ленты, которые он смог найти, в студию оцифровки. Там они делали повторный замер хронометража каждого трэка. Вы можете после этого представить, как много времени занимает поиск и определение искомой версии. И довольно печально, когда, перерыв огромный массив архивных мастеров, вы не обнаруживаете то, что искали.

Весь материал новой компиляции является оцифровкой оригинальных мастер-лент ?

Все трэки, кроме "Ribbons of Blue". Мы уже планировали использовать её оригинальную сингл-версию в "The Collection", но мастер-лента так и не была найдена в архиве. Поэтому тогда мы взяли микс из "More Gold", с компакт-диска, версия на котором, по крайней мере, соответствовала хронометражу оригинала. И для публикации на "Long Versions & Rarities Vol. 1"мастер-лента разыскивалась повторно, но даже в архиве Фрэнка Фариана её не смогли обнаружить. Поэтому для оцифровки использовалась копия с винила. Теперь мы используем этот трэк от "Long Versions & Rarities".
Настоящим проведением Господнем можно считать то, что мастеринг фонограмм Boney M. для Sony осуществляет компания MM Sound, которая расположена недалеко от архива в Гютерсло. Никто в мире не может справиться с оцифровкой с винила лучше, чем те два парня, работающих в этой маленькой студии. Они используют технику Cedar, чьё оборудование для мастеринга и перевода с аналоговых носителей считается непревзойдённым и столь же дорого, как полный комплект цифровой профессиональной студии звукозаписи высшего класса. Неслучайно, что за 25 лет работы клиентами MM Sound были такие знаменитости, как Michael Cretu, Udo Jürgens, Frank Farian и Dieter Bohlen. Недавно я говорил с Микаэлем Крету в Берлине относительно MM Sound. Я сказал, что это, должно быть, одна из лучших студий по оцифровке и мастерингу в мире. На это Крету ответил: "MM Sound - лучшая студия оцифровки в мире". Кто может знать это лучше, чем Микаэл? MM Sound - единственная студия, находящаяся вне архива Гютерсло, имеющая разрешение получать оригинальные ленты от Sony и BMG. Если какая-либо другая студия работает на них, то им высылается только копия на CD, которую делают непосредственно работники архива. Ещё одним подарком судьбы является то, что аналоговые мастер-ленты, произведенные компанией Фрэнка Фариана, "не запилены", как это часто случается с другими мастер-лентами. Фариан всегда использовал самые лучшие и самые дорогие ленты. И сегодня очевидно, что это большая удача.

СПРАВКА:
Frank Eberlein - редактор и ведущий музыкальных программ на радиостанции MDR1, известный в Германии коллекционер и знаток ретро-музыки

фото: новый релиз Boney M. "Let It All Be Music - The Party Album"
видео: Boney M. "Let It All Be Music"

Комментариев нет: