вторник, 14 сентября 2010 г.

Boney M. HIT STORY: интервью с составителем сборника Франком Эберляйном






12 сентября датский фан-сайт www.musiclange.dk опубликовал интервью с составителем новой компиляции Boney M. HIT STORY, которая вышла на 4-х CD за неделю до этого. Франк Эберляйн (Frank Eberlein) - музыкальный редактор и ведущий немецкой телерадиокомпании MDR, известен также как коллекционер раритетных записей, хороший знаток творчества Boney M. и других звёзд эпохи disco. Он уже не в первый раз занимается составлением сборников для Sony Music. Их совместная деятельность увенчалась большим успехом с предыдущей 3CD-компиляцией Boney M. THE COLLECTION, которая стала бестселлером. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод беседы Франка Эберляйна с датским поклонником группы Данни Лангэ относительно самой последней работы (интервью публикуется с небольшими сокращениями):

Вопрос: Франк, недавно вы были привлечены к созданию компиляционного бокс-сета из 4-х CD Boney M. HIT STORY. Когда вы впервые узнали об этом проекте и каков был его идейный замысел ?

Эберляйн: Это было в июне текущего года, когда люди из Sony Music спросили, не хотел бы я ещё раз составить новую "коробку" с записями Boney M. Она предназначена для продажи через так называемый "телемагазин". Все мы знаем что это такое: по телевидению крутят довольно навязчивые ролики, в которых предлагается купить тот или иной товар. Коробку рекламируют таким образом: "Позвоните нам по такому-то номеру и купите набор по цене всего 50 евро! И если вы сделаете заказ в течение ближайших 10 минут, за эту сумму вы получаете коробку из 4CD и абсолютно бесплатно 5-й бонус-диск! В обычных магазинах вы такого не найдёте!" и так далее. Существуют различные программы на телевидении и радио, которые специализируются на такого рода продажах. Вероятно не все воспринимают подобный маркетинг позитивно, но в современном мире это уже стало неотъемлемой частью деятельности средств массовой информации. Поначалу я был скептичен относительно такой идеи Sony, но потом подумал: А почему бы, собственно, и нет? Этот вариант сулит большие продажи, к тому же у меня появляется новая возможность отыскать ещё неизданные раритеты Boney M. и порадовать поклонников. Эта мысль вновь захватила меня и я сразу сказал "да", хотя и знал, что мне придётся пойти на некоторые уступки, потому что далеко не все мои предложения могут быть приняты.

Вопрос: А идея HIT STORY видоизменялась в процессе работы?

Эберляйн: Да, это так. Поначалу мы говорили об издании множества раритетов, и я, наверное, осточертел им со своей идеей публикации ранних версий на CD. Хотя я уже заранее знал что это будет очень затруднительно или даже невозможно, потому что во время моей предыдущей работы над коробкой THE COLLECTION многие вещи так и не удалось найти. В течение первых дней мы носились с идеей начать поиски для издания ранних сингл-версий. Но, в итоге, эта идея была отвергнута снова. По двум причинам: мы не смогли найти ни одного раритета на оригинальной мастер-ленте, хотя искали не только среди оригиналов синглов и лент, предназначенных для переноса на LP, но и среди альтернативных записей, которые были выпущены как пробный материал. Нам действительно попались несколько мастер-лент различных "промо-сборников" HANSA-LP, где, судя по датам, должны были находиться ранние версии. Я уж было подумал: Ух ты, здесь наверняка есть чем поживиться, наконец-то мы раскопали что-то из ранних работ! Но когда эти плёнки были поставлены на магнитофон, оказалось что это обычные, всем известные версии. Это было довольно грустно. Вторая причина, по которой было решено не увлекаться раритетами в этом издании, заключалась в том, что нам пришлось думать о целевой аудитории, которая будет покупать бокс-сет. Эти люди не являются настоящими фанатами Boney M., они не ходят в специализированные музыкальные магазины и не занимаются поисками в интернете каких-то особых редкостей. При этом с помощью нового издания HIT STORY они получают хорошую возможность познакомиться с самыми успешными композициями группы. Эти люди всё равно не оценят наличия там альтернативных версий. Сделай мы такое издание раритетов, которое не доступно фанам в обычных магазинах или в других странах, то во многом работа ушла бы в песок. Так что мы решили использовать уже известный материал для этого релиза. При этом мне всё же удалось включить пару альтернативных версий, которые не использовались в предыдущих CD-изданиях Boney M. И если будет найдено достаточное количество фонограмм для ранних изданий, я уверен что будет составлен новый CD или даже коробка, предназначенная для продажи в обычных магазинах.

Вопрос: Фрэнка Фариана можно увидеть в рекламном ролике бокс-сета. Он лично принимал участие в этом проекте?

Эберляйн: Не так уж много. Конечно, он как обычно отслеживал работу над списком и выносил свой вердикт. Сначала я смешал все песни вразнобой, где задорные композиции сменялись лирическими. Мне казалось что Фрэнк скажет "OK", но он чувствовал что песни не всегда сочетаются по темпу. Поэтому мне пришлось переделывать всё ещё раз. Я точно не знал что именно его не устраивало и, в итоге, после двух переделок я решил разместить всё в хронологическом порядке. Таким образом мы начали с первой сингл-версии "Baby Do You Wanna Bump?", которая будет настоящей сенсацией, хоть и не являлась большим хитом. Но с этой вещи началась история Boney M., поэтому мне понравилась идея составить сборник хитов в хронологическом порядке. Таким образом это было утверждено и теперь мы видим интервью Фрэнка в рекламном ролике, который представляет материл, скомпилированный под его наблюдением.

Вопрос: Можете ли вы нам рассказать хотя бы вкратце о том, как вы пришли к идее концепции нового бокс-сета?

Эберляйн: Прорабатывалось несколько вариантов. Сначала я планировал что-то вроде "Полной коллекции синглов" со всеми сторонами (AB-AB-AB и т.д.). Это бы идеально подошло для 3CD-коллекции. Однако, используя такую концепцию, мы упускали несколько великих альбомных трэков, которые просто необходимо было включить. Но коли было запланировано не три, а четыре диска, то что мы должны включить в четвёртый? Тогда я вернулся к моей старой идее 70-х и 80-х, которая использовалась при работе над THE COLLECTION и PARTY ALBUM. Третий диск Sony хотела сделать только с рождественскими песнями. Но я отговорил их от этого. Мне показалось что сборник баллад будет гораздо интереснее. Но поскольку баллад не так уж много, было добавлено несколько рождественских мелодий. Четвёртый диск - это подборка знаменитых макси-версий разных лет.

Вопрос: Вы ещё раз получили возможность работать с архивариусами хранилища аудиозаписей в Гютерсло. Удалось ли вам включить в HIT STORY какие-то версии, которые не издавались на CD ранее?

Эберляйн: Да, такие вещи имеются. Насколько я знаю, это уже упомянутая "Baby Do You Wanna Bump?", "Plantation Boy", "El Lute", "Gotta Go Home", "African Moon", "Sample City", "Somewhere in the World". И не забудьте другую версию "Jimmy" с 1981 года, которую мы взяли с альтернативной версии альбома BOONOONOONOOS. Это та самая лента, на которой мы также нашли альтернативный вариант "African Moon" для PARTY ALBUM.

Вопрос: Вы получили возможность для поиска в архиве Фрэнка Фариана?

Эберляйн: Нет, к сожалению нет. Но я всё ещё надеюсь что мне будет позволено это сделать в один прекрасный день, когда мы начнём работать над новым CD. Я очень заинтригован относительно того, что скрывается в его архивах и уверен, что найду хотя бы пару интересных лент, о которых Фрэнк забыл. Но вопрос в том, будем ли мы иметь возможность использовать эти ленты. Как поклонник и коллекционер я очень хотел бы, чтобы все ранние версии и неизданный материал появились на CD. Но, вместе с тем, я уважаю мнение Фрэнка. И если он скажет "Я не выпущу материал, который недостаточно хорош", мне придётся смириться с этим.
Это тот же случай, что имеет место с Бьёрном и Бэнни из ABBA.

Вопрос: "Ribbons of Blue" находится в списке нового бокс-сета. В более ранних CD оригинальная версия была перенесена с винила. Была ли, наконец, найдена мастер-лента?

Эберляйн: Нет, оригинал мастера с пометкой HANSA 100444, к сожалению, остаётся ненайденным. Но когда я работал с архивом, вдруг вспомнил, что большинство песен Boney M. также появлялись на различных сборниках HANSA или Ariola. И все эти подборки существуют в архиве лент для LP-сборников. Каждый трэк там помечен отрезком жёлтой ленты, отделяющей одну фонограмму от другой. И эти ленты всегда были прямой копией с оригинала сингла или альбомной мастер-ленты. Конечно, при копировании имела место незначительная потеря качества, потому что это была эпоха аналогового звука. Но эти потери, скорее, были чисто теоретическими, потому что мы имеем дело с профессиональной техникой и исходным материалом. Ленты имели высокую скорость протяжки, поэтому при копировании с оригинала усадка качества была минимальной. Это не идёт ни в какое сравнение с домашней техникой, где при перезаписи на кассетных магнитофонах возникали повышенные шумы и сужался частотный диапазон. Но в случае с профессиональными лентами дела обстоят совсем по-другому. Хотите верьте, хотите нет, но мы нашли две ленты для сборников 1979 года, где "Ribbons of Blue" была включена в полной версии: 4:07 мин.! Одна принадлежит HANSA - LP Super Disco Party Vol.3, а вторая Ariola LP Der Neue Hitladen. На всякий случай мы оцифровали обе ленты, чтобы иметь возможность сравнить качество. Обе ленты оказались абсолютно идентичны. Итак, впервые у нас имеется оригинальная версия "Ribbons of Blue" на CD, записанная с ленты. Стоит ли говорить, что эта оцифровка с первой копии в десть раз лучше, чем трансфер с винила! Я просто немного зол на себя из-за того, что раньше не вспомнил о такой возможности найти ленту, ещё когда мы работали над "The Collection".

Вопрос: "We Kill The World" взят от LP-варианта. Были какие-то причины отказаться от использования сингл-версии, при том что большая часть списка первых двух CD состоит именно из сингловых трэков?

Эберляйн: Естественно, в каждом конкретном случае я стремился использовать сингл-версию. Но это, к сожалению, невозможно в случае "We Kill the World". Архив перерыли ещё раз, но как уже было ранее, подтверждено что этого варианта больше не существует. Кажется повторяется ситуация с пропажей оригинала "Ribbons of Blue". Также не нашлось сингл-версии в сборниках. Поэтому мы использовали трэк с альбома. И так как она длится дольше того, что было представлено на сингле, мне пришлось выбрать короткие альбомные версии "Malaika" и "Bang Bang Lulu", иначе всё это не поместилось бы на 80-минутный CD. Мне думается что это не слишком большая утрата, так как сингл-версия "Bang..." уже издавалась на одном из CD, а "Malaika" имеется на четвёртом диске в макси-варианте.

Вопрос: имеется много поклонников, которые высказывают пожелания относительно новых релизов Boney M., потому что почти у каждой песни имеются различные варианты. Многие из этих версий до сих пор не выпущены на CD. Вы испытываете какое-то разочарование в связи с тем, что просто невозможно удовлетворить запросы всех, кто ожидает публикацию ранних версий?

Эберляйн: Нет, я не чувствую разочарования, напротив - эта работа захватывающая и доставляет удовольствие. Я очень уважаю всех любителей и коллекционеров, регулярно читаю несколько сайтов в Интернете, посвящённых Boney M. Я также, как упоминалось ранее, являюсь одним из вас. Но если вы работаете для звукозаписывающих компаний и составляете подобные компиляции, вы должны научиться думать не как заядлый фан, а как профессионал и экономист. Это означает, что вы не можете реализовать всё сразу, как хотелось бы настоящим поклонникам и фанатам, которые имеют сотни изданий всех LP, синглов, компакт-дисков и в каждом новом CD ожидают особых редкостей. Однако такие рекорд-компании как Sony думают, в первую очередь, о массовом рынке и, конечно, будут переиздавать хиты снова и снова для обычных покупателей. Думаю что я выбрал наиболее оптимальный способ постараться угодить обеим частям аудитории: добавлять к известным хитам какие-то редкости в каждом новом издании. Конечно, тот или иной поклонник может относиться к этому критически. Но поверьте, я всегда стараюсь сделать каждый "мой" продукт интересным для тех и других. И если релиз кого-то не устраивает, никто не заставляет вас насильно покупать это.

Комментариев нет: